Глядя на эту хрупкую, красивую женщину с лучистыми глазами, становится понятно, почему в народе бытует мнение о том, что учителей нынче – пруд пруди, а педагоги – на вес золота. Галина Цой любит детей и уважает в них Личности. Это становится понятно сразу же, как только в необычный класс входят дети. Ее особые ученики…
Вот уже несколько лет Галина Цой занимается с детьми при Карагандинском Экологическом музее. Причем, не с обычными, а с теми детьми, которые свое основное образование получают в специальных интернатах. Но словосочетание «дети с ограниченными возможностями» в творческой мастерской при ЭкоМузее — под запретом.
— Наши дети – особые, с особыми потребностями, — говорит Галина. – А ограничения в их возможностях взрослые порой придумывают себе сами.
Задача, которую педагоги творческой мастерской поставили перед собой с самого начала работы, на первый взгляд, могла кому-то показаться слишком уж глобальной: научить особых детей и их родителей слышать и понимать друг друга, сочувствовать, сопереживать. Они создали на занятиях особую среду отношений, способствующую тому, чтобы дети могли свободно проявлять свои чувства, выражать собственные мысли и вглядываться, вслушиваться в то, что происходит вокруг них, а также в них самих. По замыслу авторов проекта, дети в мастерской не изготавливают поделок по образцу с помощью родителей, но учатся реализовывать свои творческие потребности посредством различных материалов и техник, которые часто дети сами и придумывают.
Сейчас в творческой мастерской действуют три группы, состоящие из детей и их мам, которые раз в неделю приходят на занятия в ЭкоМузей и вместе с педагогами проживают новый опыт понимания и взаимодействия друг с другом в ситуации творчества.
— Основная трудность в нашей работе — преодолеть собственную косность, нацеленность на результат, — размышляет вслух Галина. — Нам, взрослым, часто мешает собственная несвобода. Вот, к примеру, у нас есть мальчик Егор. Когда его мама пришла к нам первый раз, и мы объяснили, что собираемся делать, она сразу сказала: «Для Егора это не подойдет». И сообщила, что ее сын – аутист, для любой работы ему нужен образец, а ситуация свободы – даже в творчестве — ему не нужна, ну просто не пригодится в жизни. Она нас убеждала, что Егор и не способен на какую-то самостоятельность в творчестве, а мы с ней спорили. И время показало, что Егор еще как способен!
Обычных трудностей, возникающих в работе с особыми детьми, педагоги ЭкоМузея не боятся. Потому что результат творчества как таковой для них далеко не первостепенный.
— Сама идея создания творческой мастерской была не в том, чтобы создать очередной кружок «Умелые руки», — раскладывает по полочкам Галина. — У нас направление не арт-терапевтическое, а образовательное. Образовательное в том смысле, чтобы сформировать у детей те качества, которые делают человека человеком. Способность слышать и понимать друг друга, сочувствовать, формировать собственное знание о мире. И при этом чтобы у родителей была возможность увидеть их ребенка с другой стороны. Увидеть не только то, что у него вследствие ограниченных возможностей, есть возможность слепить или нарисовать то или иное, а понять, как он проявляет себя в социуме, среди других детей, взрослых.
Небольшая комната творческой мастерской наполнена детскими поделками, все стены увешаны плакатами с записанными на них мыслями учеников.
— Это чтобы помочь родителям понять своего ребенка. Когда мы записываем за детьми, с ними что-то происходит. Они по-особому начинают относиться к своим мыслям и словам.
А поделки, как пояснила Галина, зачастую отражают внутренние переживания детей.
— Вот пианино Давида, — Галина взяла в руки черную картонную коробочку, украшенную разноцветными прищепками. — У нас тут есть старое пианино, и однажды оно у нас заболело. Мы повесили на него вывеску о том, что оно болеет, и по клавишам нельзя стучать. Давид очень расстроился. Долго ждал, когда вызовут доктора, терпел, а доктора все не вызывали. И вот терпение его закончилось, и он начал плакать. Тогда я предложила ему что-нибудь придумать. Он нашел эту коробочку, прищепки и сделал пианино, на котором можно играть, когда настоящее пианино болеет.
За любой детской фантазией кроются переживания, независимо от того, какой это ребенок – обычный или особый, — считает Галина. Для любого ребенка важно, чтобы его слышали, и важно научиться слышать других. Именно этому она учит своих подопечных и учится сама…