Профессор Казахского национального университета им. Аль-Фараби, доктор философских наук Рысбекова Шамшия Сайдгалиевна
- Что вы думаете об основных принципах и общих подходах государственной политике в области религии?
Центральной проблемой построения гражданского общества любой страны, в том числе и Казахстана, являются взаимоотношения государства и общества. Все остальные возникающие проблемы, в том числе и конфессиональные, – следствие разрыва между властью и обществом. Его преодоление невозможно без полной реализации конституционных принципов в области свободы совести, призванных быть средством защиты человека и общества от идеологического господства любых доктрин и структур и являющихся непременным условием правовой демократии. Поэтому принятия единой Концепции политики государства в его отношениях с религиозными объединениями во многом отвечает важнейшим требованием законности в демократическом государстве – соответствием законов и иных нормативных правовых актов потребностям правового регулирования общественных отношений. Как отметил в своих трудах М.И. Одинцов: «…светское государство не может теперь проводить исключительно вероисповедную политику, оно объемлет в рамках своей внутренней и внешней политики интересы уже не только религии как таковой и религиозных организаций (церквей, вероисповеданий, культов, движений и тому подобных), но и интересы нерелигиозных граждан и создаваемых ими организаций. Именно поэтому политика такого государства должна характеризоваться как политика в сфере свободы совести» [1]
Отныне светское государство, признавая факт нерелигиозного мировоззренческого выбора и наличия общественных объединений, создаваемых его последователями, не ограничивается вероисповедной политикой, а рассматривает её лишь как часть более широкого явления – внутренней политики по отношению к сфере мировоззренческих убеждений граждан и создаваемых ими объединений.
- Каковы ожидаемые результаты государственной политики в области религии в Концепции 2017-2020 годов?
Для нашей страны, которая исторически стала общим домом для сотен народов и этносов, межэтническое и межконфессиональное согласие является безусловным приоритетом, важнейшим условием самого существования государства. Здесь у нас есть основа, фундамент. Это многовековой опыт. При этом мы видим, что межэтнические отношения – это сложнейшая, чувствительная сфера. Она постоянно развивается, здесь появляются новые проблемы, к сожалению, и острые вызовы. И чтобы грамотно, содержательно на них отвечать, нужны современные и гибкие решения.
Именно такие подходы намечены в Концепции госполитики в религиозной сфере на 2017-2020 гг.. И во многом благодаря её реализации Казахстан успешно противостоит глобальным угрозам: это экстремизм и терроризм. Огромное значение имеет также предупреждение и предотвращение этнических и религиозных конфликтов.
То, что их количество, количество людей, которые так оценивают ситуацию в сфере межэтнических отношений, растёт, – безусловно, хороший знак. Но это не повод для снижения внимания к вопросам профилактики экстремизма и межнациональной напряжённости. Тем более что в современном мире нарастают тенденции размывания традиционных ценностей и разжигаются межэтнические и межрелигиозные розни, противоречия.
Мы, безусловно, должны и будем противостоять этим разрушительным тенденциям. И здесь ключевая роль принадлежит общественному и духовному единству нашего народа. Оно складывается из осознания гражданами Казахстана, что у них – людей разных этносов – общая страна. В своем интервью Н.Б. Ермекбаев отмечает, что уверен, принятие и начало реализации с 2017 года Концепции госполитики в религиозной сфере на 2017-2020 гг. может стать знаковым этапом на пути построения гражданского общества, что результаты реализации концепции пойдут на укрепление светских устоев государства и на то, чтобы не допустить использования религии в деструктивных целях. Способствуют укреплению государства, совершенствованию законодательства в религиозной сфере, послужит гарантией прав граждан на свободу совести и уважение религиозных убеждений и обеспечат условия для полноценного функционирования религиозных объединений.[2]
Источники:
- Государственная политика в сфере свободы совести: методология и история, содержание и цель М.И. Одинцов/Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Выпуск 3. Сборник статей. — М.: Российское объединение исследователей религии, 2006. С. 47-90.
- интервью С. Исабаевой с Н.Б. Ермекбаевым «Степень запретов в религиозной сфере Казахстана ничтожно мала» // CentralAzia Monitor. Республиканская общественно-политическая газета 3-11-2017
https://camonitor.kz/29586-stepen-zapretov-v-religioznoy-sfere-kazahstana-nichtozhno-mala.html