Павлодарский виртуоз классической гитары Артём Александров живёт и творит вне времени и пространства. Его музыка и образ жизни овеян романтикой старинной музыки и рыцарских турниров. Недавно Артём вернулся из гастролей, прошедших в Германии и встретился с павлодарскими зрителями.
Артёму Александрову 32 года. За его спиной музыкальная школа, Павлодарский музыкальный колледж и Алтайская академия искусств города Барнаула. Сейчас он преподаёт игру на гитаре в павлодарском музыкальном колледже и играет в оркестрах русской и казахской народной музыки.
Выступление Артёма Александрова перед павлодарскими любителями классической музыки прошло в выставочном зале областного художественного музея в рамках проводимых здесь встреч с музыкантами «Автопортрет». Артём сыграл «Романеску» средневекового композитора Алонсо Муддара, произведения Баха и Моцарта, собственные аранжировки мелодий английских рок-групп «The Alan Parsons Project», «TheBeatles», «Muse» и знаменитую «BillieJean» Майкла Джексона. Потом гитарист исполнил несколько собственных пьес – «Картинки из Азии», «Экспромт», «Фантазию» и ответил на вопросы слушателей.
— Артём, расскажи о своих берлинских гастролях. Кто тебя туда пригласил?
— Один мой старый друг Виталий Шаль. Он со мной заканчивал музыкальный колледж, потом мы отучились в академии. Лет 6-7 назад он уехал в Берлин, там окончил консерваторию и создал свой дуэт гитаристов. Когда мы учились, частенько вместе играли мои произведения, и он стал в Германии их популяризировать. Его концертные программы процентов на пятьдесят состояли из моих произведений. И вот недавно менеджер, который организовывал их концерты, предложил пригласить меня, чтобы организовать совместное выступление. Наш берлинский концерт состоял в основном из моих произведений, а так же моих аранжировок. Мы играли там трио. Было три концерта. В камерных залах, в городской ратуше. Немецкая публика благодарна, зовёт ещё.
— Артём, в Павлодаре ты известен не только, как гитарист, но и участник рыцарских турниров. Вместе с братом вы занимались реконструкцией боёв на мечах. Ты продолжаешь эти занятия?
— Последние полгода боями не занимаюсь. В июле был турнир «Ратное поле» на День Астаны на нашей набережной. Там я вместе с братом сражался. Он завоевал первое место, я третье. Но, после этого я немножко отошёл от боёв. Это травмоопасно. У меня года полтора назад пару попаданий по рукам было. Теперь во время игры бывают болевые ощущения. Поэтому пока, я решил воздержаться.
{youtube}5_7P6odGHRk{/youtube}
— Я видел, как бережно ты доставал из кофра свою гитару. Расскажи о ней.
— Это шестиструнная испанская гитара. Как-то в Астану приезжал с концертом испанский гитарист. В Астане есть Академия музыки. И вот лучшей ученице-гитаристке он подарил эту гитару. Но, она потом купила себе мексиканскую, более дорогую. А эту у неё купил я.
— Когда ты впервые стал играть на гитаре?
— Достаточно поздно. Лет в 13. До этого пробовал играть на семиструнной гитаре. Бабушка моя поёт романсы, пару уроков у неё брал. Без нот, просто с рук снимал аккорды. В детстве играл на фортепиано, выучил начало «Лунной сонаты». А потом как-то с другом вместе пошли в музыкальную школу и не смогли уже оттуда вырваться.
— Какую музыку ты слушаешь?
— Я стараюсь и классику слушать, и народную музыку. Я работаю в филармонии в русском народном ансамбле и в двух казахских оркестрах. Для себя открыл новый репертуар. Если раньше я не вникал в это, то сейчас уже казахский фольклор или русский тоже становится ближе. В казахском оркестре играю на бас-домре — это басовый инструмент с тремя струнами.
— Кто повлиял на твой музыкальный вкус?
— Первый агент влияния – мой отец (Константин Александров, художник-аэрографист, коллекционер виниловых дисков). То, что он слушал, его пластинки мне конечно в голову запали. В детстве я слушал «Metallica», «Iron Maiden», и мне, прежде всего, хотелось научиться играть на электрогитаре. Но, в музыкальной школе такого класса не было, стал играть на классической. Потом втянулся и вопрос игры на электрогитаре сам собой отпал. Потом в музыкальном колледже и в академии я стал чаще ходить на симфонические концерты. Там я уже стал детально изучать классическую музыку, и вот в последнее время изучаю фольклорную музыку.
— Сегодня в твоих «Картинках из Азии» прозвучали восточные мотивы. Ты часто используешь элементы фолка в своих мелодиях?
— Во время учёбы я писал произведения для русского народного ансамбля и оркестра. Там, конечно, я старался использовать народные интонации. Не так давно поступило предложение от дирижёра, который руководит нашим оркестром. Он попросил меня сделать инструментовку для казахского оркестра и гитары. Может, там воплотятся народные интонации, которые неосознанно откладываются у меня в голове.
— Есть ли в твоём репертуаре романсы личного сочинения?
— У меня есть один романс. Я написал мелодию, когда учился в музыкальном колледже. Потом я искал текст на неё и случайно наткнулся на слова Лермонтова. Там была такая концовка: «Всё это было бы смешно, когда бы, не было так грустно». Несколько раз я этот романс здесь в городе исполнял. Есть пара песен в классическом стиле романса 19 века. Сам я пою редко. Если есть профессиональный вокалист, пусть лучше поёт он. Каждый должен заниматься своим делом.
— Что тебя интересует кроме музыки?
— У нас семья художников. Я немного учился в художественной школе. Но её я бросил, из-за накладок по времени — выбрал музыкальную. Я пробовал рисовать портреты, какое-то время этим даже увлекался. Кое-что получилось. А так, я люблю читать. Интересуюсь средневековой историей, античной философией, историей военного искусства римского и древнегреческого периода. В детстве и астрономией увлекался, и химией.
{youtube}l-amkDGTrVw{/youtube}
В завершение встречи я попросил гитариста сымпровизировать, придумать и сыграть на ходу мелодию к одной из вывешенных в зале картин. Выбрали пейзаж художника Адамова «Разлив» и в затихшем зале зазвучала прекрасная мелодия, ставшая кодом для нашей встречи.