Бывший пограничник, капитан крейсерской и океанской яхты, прошедший моря и океаны, Александр Емельянов, решил посвятить себя воспитанию будущего поколения.
Сейчас он руководитель дворового детского клуба «Юнга» в Алматы. Все свободное время, он помогает реализовывать детские мечты, вырасти и стать капитаном корабля, как Джек Воробей, Морской волк или герои книги «Дети капитана Гранта». Ученики Александра Емельянова, уже прошли свыше двух тысяч километров горных троп, узнали, как ориентироваться в незнакомой местности, в горах и на воде, а 10 учеников получили официальный статус капитана яхт.
— Александр Владимирович, здравствуйте! Скажите, чему вы учите детей?
Детей я учу, самостоятельно мыслить, чтобы у них были инженерные мозги, и они сами разрабатывали какие-то плавсредства раз, летательные средства, и все, что связано с передвижением. Конечно, кто-то хочет сделать подводную лодку, кто-то хочет летательный аппарат, типа летающей тарелки, а почему бы и нет, да ради бога, давайте будем делать.
Кое-что дети делают сами. Например: вот никак не закончат, вот начали и три таких единицы уже дети взяли домой, строят дома. Сначала мы, что делаем, рисунок, вон над окном висит, видите да?
И в дальнейшем дети уже подрабатывают, зарабатывают что-то. Они стараются самостоятельно ходить в походы по предгорьям. И потом, когда дети научатся, они уже становятся студентами, в этом возрасте, они научились себя обслуживать, обеспечивать и готовить продукты питания, самостоятельно чистить за собой, мыть кастрюли и всё прочее-прочее, и тогда мы выходим в акваторию, то есть на воду. И здесь они учатся в первую очередь, самостоятельно делать весло, шить палатку себе, может , но не трогая родителей, будем иметь возможность купить палатку.
Что там сине зеленое, это что такое, отгадайте?
— Палатки, или спальный мешок.
— Спальные мешки, абсолютно верно, вот это всё спальные мешки. То есть, экипировка полная, кроме того, поскольку мы стараемся делать все сами, приобретаем, пробуем , у вас вот под ногами лежат поплавки сделанные, потом кроме поплавков, вот из фанеры, длинные видите? Это каркас, из чего будет состоять лодка, потом делаем вот подвешенные , уже места нет, куда поставить, висит что-то у нас, это лодка. Мы будем из неё делать по шаблону, оклеивать и снимать готовые заготовки, то есть на основании вот этого каркаса делают лодку. А это виндсёрфинг висит, виндсёрфинг знаете? Доска с парусом. Так, что еще вам рассказать?
— Сколько у вас детей в группе и почему вы этим занимаетесь?
— Это вопрос очень интересный и, я так скажу, у меня примерно, в младшей группе, стабильный состав – 6-8 человек, стабильный, что значит стабильный, это более постоянные люди, потом есть приходящие, таких детей много, я их не записываю к себе в журнал. Второе, студенты – 12-15 человек, это тоже стабильный коллектив, потому что они уже занимаются со мной несколько лет, кто 5, кто 7, кто 8 лет. То есть они пришли ко мне в 6-8 классе, потом закончили институты, приходят, занимаются. Некоторые из них, уже стали капитанами яхты, то есть получили удостоверение с правом самостоятельного вождения различных плавсредств.
В первую очередь самые доступные – это надувные, разборные катамараны. Всего у меня в клубе около 15 различных плавсредств, в том числе 11 разборных, парусных катамаранов и лодки.
Так, зачем я этим занимаюсь? Я бывший пограничник, уже 22 года на пенсии, сам являюсь капитаном крейсерской, океанской яхты. Прошёл более 60 тысяч километров по воде, это полтора экватора: Тихий океан, Охотское, Японское, Балтийское, Каспийское море, все реки европейской части Советского союза и ныне вот, уже лет 18-20 я живу в Алмате. После окончания службы вернулся в родной город и создал вот этот кружок яхт клуб «Юнга». Сначала я был руководителем кружка «Дюк-10 романтик» по туризму, а потом в 2002 создал свой яхт клуб при поддержке акимата Ауезовского района. Руководителем района, тогда был Устюгов Владимир Николаевич и до сих пор я с ним поддерживаю тесные отношения, поскольку Владимир Николаевич предложил освоить первое «аэропортовское» озеро, чтобы там были постоянно дети, постоянно яхты, постоянно паруса, чтобы было красиво.
Вот, пожалуйста, маленькая информация по моему яхт клубу. Яхт клуб имеет свой флаг, имеет свою печать, указ президента на основании чего мы работаем. Яхт клуб «Юнга» занимается развитием детского и юношеского туризма. За последние 10 лет, мои команды, прошли порядка 5-6 тысяч километров по всем акваториям Казахстана: это Капчагай, Балхаш, Бухтарминское водохранилище, Шульбинское водохранилище, крупнейшие реки: Иртыш, Или, все реки Семиречья. Молодёжь, которая только начинают учиться туризму, они сначала осваивают азы в предгорьях и в горах.
О деятельности яхт-клуба «Юнга» с 2002 года и практически каждый год пишут в различных газетах, журналах, показывают телеканалы, о наших заботах, отчаяниях и, так сказать, крике души, чтобы наше государство обратило на это внимание, в финансовом отношении конечно. Я говорю, дайте хоть что-нибудь, я не буду хвастаться, но личные мои вложения в яхт-клуб 2 миллиона тенге. Государственная поддержка, есть, но не большая, я сейчас работаю в гос. фонде молодежной политики города Алматы . Они помогают, тем, что выделяют около 500 тысяч тенге: палатки, спальники.
— На что вам выделяют средства?
— Примерно ежегодно, это теннисные ракетки и все прочее-прочее. Но я прошу яхту, я говорю: «не надо мне ракетки, не надо веники, не надо лопаты, дайте сетки волейбольные, мячики волейбольные, дайте мне хоть один раз в год или один раз в три года, купить лодку для детей». Вот в прошлом году навигатор мне помогли купить, две лодки надувные, большие хорошие, 3-местные. Мой яхт-клуб начинал свое становление, как детский дворовый клуб, потом его переименовали, в настоящее время является Центром досуга. Неважно как он называется, суть одна и та же, это воспитание, обучение молодежи. Моя цель, не только, водить в горы, но и прививать любовь к родной матушке природе. Основой, чему я учу детей в первых походах, это есть смотреть и видеть. Нужно, к примеру, смотреть на муравейник и видеть, как живут муравьи, как они устроены, с какой стороны вход, почему у них так, с какой стороны север, с какой стороны юг, чтобы дети могли ориентироваться, ну и естественно отличать съедобные грибы от несъедобных. В первую очередь, я учу стараться выживать в полу экстремальных или экстремальных условиях, как добыть огонь, как добыть дрова, где взять и как взять воду, то есть все вот такие мелкие нюансы стараемся сотворить в жизнь, на практике в походах. Ну а старшие дети, уже все знают это, все умеют, поэтому я выхожу с младшими, и начинаю подсказывать, как собрать дрова, как зажечь костер, как найти воду, как ее отфильтровать, как вскипятить. А старшие уже все умеют, я уже там сижу вот так, лапки сложил, они шуршат, все делают сами, как все сделают, я говорю всем, молодцы, 5 баллов вам. Некоторые ребята занимаются у меня по 8-10 лет и больше. Многие из них уже стали капитанами яхт, повторяю, очень часто мои ребята, входят сборную города Алматы. Они, защищают честь города на различных, спортивных соревнованиях.
— А есть какие-то международные такие соревнования, где можно было бы участвовать?
— Это очень дорого по деньгам, это раз, второе, на такие соревнования выезжают те, кто может рассчитывать на 3, 2 или 1 место, таких финансирует государство или спонсоры. За последние несколько лет, мы конечно, участвовали. Но международные соревнования, это очень сложно.
— Если вернуться к финансовому вопросу, то какое вам необходимо ежегодное финансирование, и неважно, государственное или спонсорское, чтобы яхт-клуб смог не только привлечь число детей, но и приобрести яхты и лодки?
— Выйти на высокий уровень спортивных достижений, туристических достижений, мне необходимо как минимум 3-4 яхты, разного класса: маленькая и две яхты побольше. Предполагаем даже, что мы сами построим себе яхты, но для этого нам надо где-то примерно 200 тысяч долларов. А для того, чтобы хорошо развивался клуб, необходимо около миллиона долларов, во- первых, нужно помещение, желательно возле акватории, а также, чтобы тренировки были, а не так как мы сейчас делаем.
Каждый раз, собираемся, приходим в клуб, берем всё «подмышку», нанимаем такси, или автобус, или машину, или чаще всего добираемся городским транспортом, до озера или реки, катаемся и потом всё это назад везем. Это очень сложно, это очень накладно для родителей, не смотря на то, что многие родители идут нам на встречу, кто имеет джипы с багажником, вывозят младших, подчеркиваю младших, на приютские озера или на «аэропортовское» озеро.
Родители заинтересованы, чтобы их дети развивались, ну конечно, извините, не в этом подвале. Акимат Ауезовского района уже год, как обещает мне подыскать помещение, обещает, обещает, чиновники говорят да, да, мы знаем. Я предполагаю, что найдется когда-нибудь спонсор, государство или неважно кто, и поможет и, мы из этих 55 квадратных метров переедем на 150 квадратов. Где дети будут стругать, пилить, строить лодки и осваивать новые технические специальности.
Необходимо, у детей развивать мышление, у нас сейчас в Алмате, действует Дворец школьников, Дом пионеров, Станция юных техников и многие другие кружки и центры. Каждый такой центр работает по своему направлению. В 2010 году, когда было общее совещание руководителей нашего города, я выступил и сказал, что у нас 30 кружков имеют направление, ушу, каратэ и другие единоборства, то есть мы растим бандитов и охранников, назовите, хоть один кружок, который развивает мыслительную деятельность или инженерные способности. Я говорю, вот у меня какие-то зачатки этого есть, больше в городе этого нет, вы представляете, что будет здесь через 10 лет? Они все задумались, я говорю, ну думайте отцы города. Через 10 лет мы будем бояться выходить на улицу вообще, ну на этом дело закончилось, время бежит, дети растут, сейчас детей очень тяжело заманить куда-либо, потому, что все связаны с компьютером и интернетом. А чтобы выйти на свежий воздух, чтобы понюхать, как растет трава, и, по крайней мере, узнать, что такое муравейник, птицы, что съедобное, а что несъедобное, выведи его в сеть, он «умрет» через дня 2-3, потому что он ничего не умеет, а это ужасно. Мало того, он на улице заблудится, где север, юг, запад, восток, практически никто не знает, историю не знают, географию не знают, боже мой — этого в наше время не было. Тогда дети рвались в различные кружки, сейчас ни чем не заманишь, хотя говорим, ребята приходите, пожалуйста, учитесь бесплатно.