80% казахстанцев считают пропаганду здорового образа жизни профанацией. Это данные соцопроса агентства «MRG».
В Алматы прошла пресс-конференция общественного фонда «Sport Concept», посвященная проблемам развития массового спорта в Казахстане.
Президент фонда «Sport Concept» Анна Шелепова, журналист и PR менеджер, задумалась о том, чем заняты дети летом.
— Еще несколько лет назад мы обратили внимание на парадокс: в алматинских дворах стоят заброшенные площадки и при этом детям негде играть, — говорит Анна.
«Аналогичная ситуация почти во всех городских дворах. Кроме того, мы пообщались с жителями Караганды, Павлодара, где картина примерно такая же. Мы обратились в районный акимат и КСК, но официальные просьбы не дали эффективного результата. Ответы чиновников свелись к письменным комментариям о том, что дополнительных средств на наш конкретный двор нет. Тогда мы сами построили каток. Сейчас это уже действующая площадка с дворовыми командами по хоккею, тренером-общественником, со своими турнирами, спортивными праздниками. Площадка – пока единственная в городе, где соседские дети могут бесплатно играть в хоккей и резвиться на коньках. Мы же хотим, чтобы такие площадки появились во всех дворах страны».
В течение трех лет, активисты развивали тренд на возрождение массового спорта, а в конце этого лета создали общественный фонд, который стал заниматься строительством спортивных мультифункциональных площадок.
Чтобы более детально разобраться в том, насколько актуальна проблема фонд заказал социологический опрос агентству «MRG».
Выяснилось, что поход в спортзал и бассейн не по карману 35% опрошенных в Алматы и Астане. 48% казахстанцев не посещает фитнес-центры, тренажерные залы, бассейны, спортивные центры из-за дороговизны. Треть опрошенных (33%) может потратить на спорт не более 10 тысяч тенге в месяц. 22% опрошенных на эти цели могут потратить до 20 тысячи тенге. Регулярно, не реже одного раза в неделю такому досугу посвящают время 18%, а четверть респондентов – эпизодически, несколько раз в год. Каждый второй житель страны, не посещают спортзалы и бассейны вообще.
При этом, Министерство Здравоохранения Казахстана, только в 2013 году из его бюджета выделило средства на различные программы формирования ЗОЖ, около 1,5 миллиарда тенге, а это билборды и реклама.
Комментирует тренер-преподаватель по хоккею с шайбой, чемпион Европы Инар Утеев:
«Я уверен, что сейчас проблема детского спорта стоит очень остро. Нет сомнений в том, что без массового спорта — спорт высшего набора не возможен. Раньше, чтобы отыскать будущих чемпионов, тренер лично искал и ездил по дворам. Но для этого нужна полная инфраструктура».
Депутат мажилиса парламента и Олимпийская чемпионка Ольга Шишигина поддержала лидеров фонда и поделилась воспоминаниями о том, что ее карьера началась с дворовой площадки.
«Пока родители были на работе, школьники и студенты сами устанавливали расписание, кто, когда и во сколько может приходить и играть. Сегодня такие игровые территории, особенно актуальны, когда дети из малообеспеченных и многодетных семей не имеют возможности посещать спортивные в секции».
Фонд пытается осуществить мечту детей и через развитие массового спорта, помочь юным талантам стать звездами большого спорта.
Компания QIWI Казахстан поддержала идею делом и выделила три миллиона тенге на профессиональные борта, которые уже заказали в Караганде.
A Qaqzhbanki помог тем, что оплатил часть инвентаря для первой дворовой алматинской коробки.
Кроме того, с 10 октября 2014 года фонд «Sport Concept» начинает сбор средств, чтобы построить многофункциональные площадки не только в Алматы, но в других регионах страны.
Есть еще один инвестор, который поставил условия фонду: соберете половину средств на первые три площадки – дадим столько же. Сейчас фонду необходимо собрать около 10 миллионов тенге.
Средний бюджет площадки составляет 10-11 миллионов тенге, такая обустроенная спортивная территория будет держаться 10-15 лет без капитального ремонта.
При этом, активисты предлагают и более экономный вариант 7-8 миллионов тенге.
И уже есть заявки от жителей Павлодара и Караганды.