В Финансовом клубе Казахстана прошла встреча на очень узкую и интересную тему – как зарабатывать на туризме.
В качестве приглашенного спикера Рашида Шайкенова директор КТА Казахстанской Туристической Ассоциации. Аншлага на встрече не было, не все предприниматели решаются работать в туристском бизнесе. Но это не помешало провести два часа с пользой, где участники рынка, обсуждали возникшие проблемы. Одна из самых наболевших оказалась взаимодействие с представителями миграционной полиции, которые то не впускают туристов, то не выпускают из страны.
Конечно, казахстанский турбизнес за 20 лет сильно изменился, возросла конкуренция, все чаще происходят скандалы с какой-нибудь из фирм, задержками рейсов, ожиданиями в аэропортах, серыми списками казахстанских авиакомпаний, не стоит в стороне и государство, нет-нет, да и «подольет масла в огонь» путем введения новых правил игры.
Однако на туристическом рынке не становится меньше турагентов или туроператоров, да и клиенты, вместо того, чтобы путешествовать самостоятельно, привязались к менеджерам по продажам, периодически звоня и выбирая очередную поездку или покупая горящий тур, не забыв поинтересоваться о личной жизни сотрудницы. Страх и незнание языков, сковывает многих перед самостоятельным планированием своего увлекательного турне.
Рашида Шайкенова рассказала, о том, почему многие предприниматели, занимаясь тур бизнесом, разочаровываются в этой сфере. Понятно, что, как и весь бизнес, туризм, считается одним из самых дорогих направлений и чтобы зайти на этот рынок, недостаточно иметь 100 тысяч тенге.
Если говорить о том, почему так сложилось, то Рашида Шайкенова, раскрыла тему, рассказав, о том, как сотрудники еще двух советских организаций «Спутник молодежи» и Интурист, занимались сопровождением туристов на отдых. Работа в этих организациях уже тогда считалась престижной, еще бы, чтобы соответствовать высокому статусу, сотрудники получали высокую заработную плату и одевались исключительно в магазинах, как сейчас привычно говорить «не для всех».
Собственно, после развала СССР, работники советского тур бизнеса, продолжили вывозить чиновников, профсоюзный актив и состоятельных граждан поближе к морю и шезлонгам.
Это сейчас туризм из разряда пляж и зонтик, превратился в прибыльный бизнес, и сегодня многие компании занимаются такими направлениями, как бизнес направления, лечебный или оздоровительный, образовательный и событийный. В Казахстан приезжают на съезд религиозных деятелей, экономический форум, Азиаду, Медиафорум, в ближайшие годы это Универсиада и EXPO.
Все эти направления относятся к выездному туризму, и сегодня на рынке почти 93% компаний, отправляют туристов за рубеж. В страны же на рынке работают свыше 1700 фирм, конкурируя между собой. В Алматы работает 500 компаний, быстро развиваются турфирмы в Астане, Караганде и западном Казахстане.
При этом, развивать внутренний туризм, желающих не так много. Как ни странно, но в Казахстане есть такое понятие, как ностальгический туризм. В страну приезжают бывшие граждане, из Германии, Греции и Израиля. Здесь всегда ждут дальних родственников, друзей или соседей.
Другой вид туризма, это так называемые рюкзачники или эко туристы. Они, не живут в отелях, многие останавливаются в Алматы и Астане на 1 день и отправляются дальше в регионы. Такие туристы приезжают не восхищаться столичной архитектурой, пробовать национальную еду, знакомиться с культурой и выезжать на природу, эти туристы хотят видеть наши горы, озера и степи.
Однако игроки внутреннего туристического рынка, до сих пор не могут собраться и сформировать уникальный турпродукт Казахстана, выделить основные направления и начать продавать его. Проблема в том, туристы хоть и готовы приезжать, отказываются по элементарным причинам, отсутствием инфраструктуры, в стране нет ни дорог, ни развитого общественного транспорта, что уж говорить про общественные туалеты, сетует Рашида Шайкенова, где после даже самой красочной презентации о стране, такие простые вопросы, «разбивают в дребезги» страновой PR.