В Казахской Государственной Филармонии им. Жамбыла была премьера симфонической сюиты «Казак ели» композитора Сайраша, посвященная 550-летию Казахского ханства. Продюсером мероприятия выступил Aлександр Шевченко.
В фойе филармонии Жамбыла было достаточно людно. Пришедшие на концерт с интересом оглядывают наряды друг друга. Ну, а как же? Одному хочется быть не хуже других, другому лучше, третий проверяет, соблюден ли дресс-код меропряятия. Да, многие мужчины пришли в брюках и рубашках, женщины же в платьях. Но… Брюки со свитерами, платья — не вечерние. Вечерними нарядами и костюмами либо смокингами тут не пахнет вовсе. 21 век на дворе. А мероприятие — не венский вальс. Но это так, нюансы.
Заходим после 3 звонка. Так гласит афиша (или просто правило поведения в данном заведении?). Ждем звоночков. Их не последовало. Девушки у дверей, лучезарно улыбаясь, пропускают людей в зрительный зал.
Ровно в семь вечера начинается концерт. Зал взрывается овациями после каждой фразы ведущих на сцене. Фоном идет приятная тихая музыка композитора Сайраша.
Мы скромно сидим в последнем ряду возле прохода. Вот, запнувшись на высоких каблуках, вскрикивает девушка. Присматриваюсь, узнаю Люду из нашумевшего «Дуэта L». За ней идет Лариса и весело смеется.
-Сайраш всего 4 года назад стал известен широкой публике. Но за это время оставил широкое наследие, написав около 400 музыкальных произведений.
В зрительном зале начинаются неясные хлопки, переходящие в шум оваций.
-Сегодня мы с вами услышим музыкальную сюиту «Казак ели», посвященную празднованию 550-летия со дня основания Казахского ханства (концерт пришелся на канун Дня Независимости Республики Казахстан).
Ведущие уходят со сцены, гаснет свет и красиво загорается неяркая подсветка в зале. В филармонии повисает манящая тишина, полная предвкушения и ожидания чего-то грандиозного.
Наконец, зажигается голубой экран, доселе незаметный в свете софитов, направленных на ведущих. На нем надпись, название сюиты: «Казак ели»
На сцену выходит импозантный мужчина средних лет, композитор Марат Бисенгалиев .
Ах да, за его спиной сидит симфонический оркестр Алматы. Дамы в вечерних платьях и господа в смокингах (фраках?). Да… Автор, как и большинство в этом зале не видит большой разницы в этих предметах гардероба. А жаль. Бэк — вокал, наполняющий музыку особым звучанием, создает «Вокальная группа Казына».
Композитор взмахивает палочкой и из неподвижной ранее картинки в оркестре начинает литься чудесная музыка. Оркестр оживает. На экране показывают кадры из жизни людей, населявших территорию государства в 1-2 вв. Гунно -сакский период. Далее об образовании Великого Тюркского Каганата, о новых племенах Чингизхана, Великом Шелковом пути, Джанибеке и Керее, трех жузах, батырах, присоединении к России, Алие и Маншук, и других вехах в истории Казахстана до обретения независимости и наших дней.
Кадры поочередно сменяются эпизодами из документальных и художественных фильмов, мультфильмов на историческую тему и фотографиями разных лет из летописи Казахстана от древних времен до наших дней.
Особняком идут рисунки песком на стекле, умело вплетенные в сюжет по замыслу сценариста.
« Мама, смотри, девушка в углу сцены рисует на стекле!», — девушка-подросток на предыдущем нашему ряду искренне удивлена.
«И вправду!», — эхом отзывается мать.
Красивая подборка кадров завораживает в сочетании с мелодией. Сайраш великолепно сочетает европейское и народное звучание мелосов в своей сюите, которые придают его произведениям необычный колорит и красочность звучания.
Музыка так увлекает, что не слышно ни единого шороха, ни даже приглушенного голоса зрителя.
Крик «Браво!» взрывает пространство. В такт ему остальные зрители начинают скандировать «Браво!». Дирижер и оркестр на время останавливаются, чтоб принять бурю аплодисментов.
И в этих криках чувствуется невероятная благодарность автору за создание музыки, трогающей души простых обывателей.
Спереди слышен разговор молодой семейной пары:
-Ну как? Тебе нравится?
-Очень.
-Ну вот, а ты не хотел идти.
Сюита была разбита на три части, каждая из которых также подразделяется на 12 частей. И после каждой короткой, длиной не более 1,5 минут мелодии зал рвет на части буря аплодисментов.
Сюита является первой попыткой осмысления прошлого и настоящего казахского народа средствами музыки. Первая часть охватывает события прошлого нашего народа от гунно-сакского периода до падения царизма. Вторая часть посвящена советскому периоду истории Казахстана. Третья часть- охватывает события от обретения Независимости до сегодняшних дней.
Концерт дал повод задуматься. Задуматься о то, что живем мы в стране с большим культурным наследием, которое необходимо сберегать и приумножать.
Автор: Валерия Коянен, фото: личная страница Сайраша в ФБ