В национальной палате предпринимателей прошел круглый стол, на котором действующие бизнесмены пытались понять кто такие социальные предприниматели, какую они приносят пользу обществу и как, при этом умудряются зарабатывать. Председатель Комитета социальной сферы и социального партнерства НПП РК Талгат Доскнов предложил создать фонд социального предпринимательства, а также межведомственную рабочую группу для выработки предложений по вопросу развития социального предпринимательства в Казахстане. Стоит отметить, что в России институт социального предпринимательства развит достаточно сильно и, возможно, казахстанцам стоит обратить внимание и перенять опыт у соседей.
Финансовый кризис — это возможность для роста, возможность, в том числе и для социальных предпринимателей и социально ответственного бизнеса. В кризис, происходит передел рынка, и именно малый и средний бизнес может «выстрелить», став новым лидером своей отрасли. А какие это отрасли? Это услуги и товары первой необходимости.
На круглом столе в Национальной палате предпринимателей Атамекен, соц. предприниматели получили некоторые инструменты и практические советы, к сожалению, не от представителей гос структур, а от таких же соц предпринимателей, которые уже «собаку съели» в этой теме и уже выступают консультантами в вопросах соц. предпринимательства.
В ходе дискуссий, выяснилось, что в основном остро стоит вопрос по аренде и по маркетинговой поддержке.
Что касается пространства для работы, то Gulzira Amanturlina поделилась опытом европейских стран.
Итак, рубрика «советы от Гульзиры»:
В Европе, сложилась такая хорошая тенденция. Крупный и средний бизнес, 5-10% от своего общего годового бюджета выделяет на продвижение социального предпринимателя, тем самым выступая как социально-ответственный бизнес и транслируя этот факт в своих рекламных компаниях, в свою очередь повышая лояльность своих клиентов, т.к. такие компании на самом деле вызывают искреннее уважение. Потратив 5-10% на рекламу соц. проекта, компания достигает того же эффекта, как если бы компания тратила эти деньги на рекламу СЕБЯ. Поэтому Гульзира Амантурлина уверена, что эту схему можно успешно реализовывать, предлагая казахстанским компаниям.
Тоже самое касается и помещений. Если потратить время и поискать то, уверена, найдутся компании в Казахстане, у которых есть свободные 2-3 кв.м. для организации рабочего места соц.предпринимателя. Вчера, например, предприниматель Магжан Мадиев (найми.kz), непосредственно на самом круглом столе предоставил рабочее место соц предпринимателю на безвозмездной основе.
Программа Мин.транспорта. Бесплатное размещение соц роликов, рекламы соц проектов в общественном транспорте: в автобусах, троллейбусах и т.п.
Другие инструменты от участников круглого стола:
Портал http://dvesti.kz предложил бесплатную информационную поддержку соц предпринимателей.
Хорошее предложение было озвучено Andrey Yemelin(USAID) касательно зачастую пустующих мест в ТРЦ, Шоппинг Молах и т.п. Также, на многочисленных ярмарках продажах тоже часто остается много незанятых точек для торговли изделиями ручной работы. Его предложение: предоставлять безвозмездно помещения соц.предпринимателям, например, на ротационной основе.
Бауржан Канкин (www.supernanny.kz— сервис по подбору нянь) предложил решить проблему трудоустройства нянь из регионов (с предоставлением работы в Алмате/Астане с проживанием). Так как, на круглом столе были регионы, надеюсь предприимчивые люди его услышали, т.к. эту социальную франшизу Бауржан предлагал внедрить у себя в регионах на безвозмездной основе, т.е. даром.
Текст и фото: Зауре Увалиева