Хорошо известно, что между понятиями «выпускник вуза» и «профессионал» лежит пропасть. Как наставлял интернов незабвенный доктор Быков: «Забудьте о цвете ваших дипломов и о том, что там написано слово «врач». Это ложь.»
Врач или представитель любой другой профессии — в данном случае неважно. Герой нашего времени прав: молодому специалисту, приступающему после учебы к практической деятельности, зачастую приходится заново постигать профессию.
Возможно ли уменьшить риск, что придется учиться дважды — одному и тому же? Как сэкономить время и деньги при выборе вуза?
В последние пару десятилетий появилось много новых терминов: дуальное обучение, компетентностное образование… Но за ними стоит, по сути, старая, проверенная жизнью, однако затем позабытая традиция: ученику, чтобы стать мастером, нужен наставник. Это во-первых. А во-вторых, учатся в деле.
Ведь что конкретно дает акцент на практику? У студентов, обучающихся помимо аудиторий также и в реальном деле, будь то банк, завод, месторождение или зал суда, имеется еще одно преимущество перед остальными. А именно, возможность овладеть вдобавок к профессии еще и суммой специфических навыков, которым нигде кроме как непосредственно на производстве обучиться нельзя. К таковым, например, относятся опыт работать в команде или умение общаться с клиентами.
Подобные навыки иногда называют «надпрофессиональными», что, однако, не совсем верно. Ибо без них ни о каком профессионализме говорить не приходится. Поэтому еще их принято называть ключевыми компетенциями, и чем больше этих компетенций в арсенале специалиста, тем он ценнее и перспективнее. Когда именно это, а не «пятерки» по предметам, является мерилом деятельности вуза, это и называется в современной педагогике компетентностным подходом в образовании.
Вот вам конкретный пример. Сравним двух молодых юристов: с дипломом юрфака обычного вуза и выпускника университета, дающего дуальное образование. Первый знает законы и даже, предположим, отлично. Но у второго, помимо этого, еще и опыт работы, к примеру, в юридическом департаменте нефтедобывающей компании, где он несколько лет практиковался. А это значит, что у него не только ценная дополнительная квалификация «юрист нефтегазовой отрасли», но и такие немаловажные компетенции, как умение работать с людьми — коллегами, начальством, партнерами, проверяющими органами, экологами, журналистами и т.д.
У кого из них больше шансов быть взятым на работу в эту, да и в любую другую компанию — вопрос, наверное, риторический. Но дело даже не в преимуществе на первых порах. Чем больше упомянутых компетенций (а к ним можно добавить, например, знание иностранных языков, литературные или ораторские навыки, и даже чувство юмора и физическую культуру), тем больше у работника сделать карьеру, ну или, в случае плана Б, удержаться на плаву. Такого вот расторопного «юриста-нефтяника» со знанием английского — спустя десятилетия и после серии корпоративных подвигов — вполне можно представить в кресле президента сей корпорации, а то и премьер-министра иной нефтедобывающей страны. Ну или хотя бы их личного помощника-секретаря — это уж от характера зависит.
Главное, что благодаря раннему практическому опыту студент еще во время учебы будет знать, овладение какими дополнительными знаниями, умениями и навыками даст ключ к успеху. Ведь в том и заключается секрет мастерства — что он передается ученику от учителя, когда они вместе работают.
Когда-то молодежь таким образом обучали всем ремеслам, от кожевников до ювелиров. В университетах же, в отрыве от производства, готовили лишь юристов и медиков, священников да философов. Но когда на смену средневековым корпорациям пришли корпорации современные, на конвейер поставили и сам процесс производства специалистов.
Вот только «качество» этих последних сильно пострадало. И первыми это заметили в стране, где качество — национальный фетиш. В Германии. Откуда и пошло нынешнее дуальное образование (не просто двухнедельная практика после окончания курса, а именно равное сочетание теории и практики и даже упор на практическое применение знаний на производстве без отрыва от учебы), распространившееся ныне по всему Евросоюзу. А роль прежних мастерских стали выполнять координирующие бизнес торгово-промышленные и ремесленные палаты.
Но то — у «них». В Казахстане, разумеется, наслышаны о мировых трендах, но о согласованности университетов и предприятий при посредничестве государства можно только мечтать. Впрочем, возможность пройти всамделишное, а не декларативное дуальное обучение в нашей стране все-таки есть.
— Речь идет о частных учебных заведениях, входящих в состав крупных бизнес-холдингов, — уточняет Жолдасбек Нусенов, известный казахстанский ученый и администратор в сфере высшего образования, поработавший в разное время в нескольких отечественных вузах. — Пусть по возрасту и известности они уступают китам отечественного образования (как правило, государственным, ведущим свою историю еще с советского времени: отсюда и солидный возраст, и сопутствующая известность). Но у них имеются свои плюсы.
Это, во-первых, возможность в процессе учебы закреплять на практике полученные знания на предприятиях холдинга. То самое дуальное обучение. Ну и, во-вторых, больше шансов устроиться на работу по окончанию учебы. Ведь одна из задач такого частного вуза – как раз подготовка будущих кадров для подразделений холдинга.
Взять, к примеру, Каспийский университет, ректором которого в настоящее время я имею честь быть. В семействе нашего вуза – семь высших школ (с недавних пор здесь изменена организационная структура – он состоит теперь, как ведущие мировые университеты, из высших школ, обладающих большей, по сравнению с факультетами, самостоятельностью), в которых обучают 19 специальностям. И у каждой из этих высших школ есть, если угодно, производственный куратор, что и позволяет студентам вкупе со степенью бакалавра получать также профобразование.
Показательный пример – высшая школа экономики и управления. Ее партнерство с Nur Group, входящей в холдинг, позволяет согласовать учебные планы по специальностям «финансы», «учет и аудит», «менеджмент» с должностными инструкциями финансовых учреждений группы. А это коммерческий банк, страховые учреждения, консалтинговые и лизинговые компании.
Студенты наряду с теорией оттачивают практические навыки под наставничеством практикующих специалистов из АО «Нурбанк» etc. (Планируется даже открыть в вузе отделение банка – правда, учебное.)
Преимущества очевидны.
Таким выпускникам проще будет устроиться на работу туда, где они на протяжении нескольких лет практиковались и где их потенциал прекрасно знают. Но, конечно, вакансий на всех не хватит, и остальным придется выходить на общий рынок труда и бороться за место под солнцем. Так вот, важно то, что из стен вуза выйдут готовые специалисты, благодаря дуальному обучению способные с первого дня полноценно приступить к служебным обязанностям. А это ценится любым работодателем, что обеспечивает выпускникам высокую конкурентоспособность.
А скажем, на выпускников еще одного нашего подразделения – высшей школы права «Адилет» — спрос такой, что уже на третьем курсе все студенты знают, где и на какой позиции будут работать после защиты диплома.
Особый случай — высшая школа инженерии, готовящая специалистов для индустрии, и в частности нефтедобычи и нефтехимии. Учитывая специфику казахстанской экономики, это приоритетное направление пользуется популярностью у абитуриентов, однако его редко встретишь в частных вузах. Причина проста: чтоб подготовить квалифицированного специалиста, его надо обучить работе на сложном оборудовании, а для этого требуются большие материальные вложения. Но в условиях большого холдинга решается и эта проблема.
— В состав нашей корпорации входит не одно промышленное предприятие, — рассказывает известный казахстанский предприниматель Рашит Сарсенов, основатель и владелец Каспийского университета. — Так, студенты получают производственный опыт на нефтехимическом заводе в Павлодаре. А есть еще завод по производству стеклопластика в Актау, металлургические предприятия в Алматы и в том же Павлодаре. Казахстану нужны инженеры в самых разных отраслях, и со временем, возможно, местом студенческой практики станут также входящие в холдинг хлебный комбинат «Аксай нан», компания по очистке и выпуску бутилированной воды Vita Bottlers, осетроводный, винный заводы…
Кроме того, нашему вузу уникальное нефтегазовое оборудование передала компания «Мангистаумунайгаз». Что не удивительно, ведь в свое время «ММГ» тоже входила в холдинг. В результате все профессиональные секреты нефтегазового дела от геологоразведки до переработки углеводородов студенты постигают в условиях, максимально приближенных к реальности. Не случайно большинство выпускников Высшей школы инженерии трудоустраиваются затем в этой компании и других предприятиях «нефтянки».
Автор: Сергей Красин