О том, что хит группы «Город 312», с которым музыканты ворвались на российский музыкальный Олимп, написан нашим земляком, уроженцем Темиртау, я знала давно. Но каково, же было мое удивление, когда оказалось, что знакома и с другим его творчеством — заочно. Бархатный, глубокий голос автора песни «Останусь» зрители слышали много раз – во время выступлений Аллы ПУГАЧЕВОЙ, Филиппа КИРКОРОВА, Кристины ОРБАКАЙТЕ, а также в восьмом сезоне телепроекта «Танцы со звездами». Знакомьтесь: Валерий СТРОНСКИЙ.
Неординарный человек неординарен во всем. Перефразированный афоризм немецкого драматурга Лиона ФЕЙХТВАНГЕРА точно характеризует нашего сегодняшнего гостя, композитора и певца Валерия Стронского. Те, кто видели его трудовую книжку, не сомневаются в этом. Первая запись в ней: «электрик 5-го разряда ЛПЦ-3», следующая – «ОАО «Группа «Рецитал» под управлением Аллы Пугачевой».
«Парадокс» Стронского
— Валерий, поделитесь секретом: как Примадонна российской эстрады взяла в свой музыкальный коллектив электрика пятого разряда? У вас было какое-то супер-пупер музыкальное образование?
— Нет, у меня нет специального музыкального образования, я, как говорится, вышел из народа. Но путь от электрика до участника группы «вокал-бэнд «Рецитал» был совсем не таким коротким, как пробел между двумя записями в трудовой книжке. Музыкой я начал заниматься с 13 лет – с того момента как дядя подарил мне гитару. Когда стал постарше, у нас образовался коллектив при ДК химиков – группа «Парадокс». Мы играли альтернативный рок, исполняли песни Виктора Цоя, Владимира Кузьмина. Были в нашем репертуаре и песни собственного сочинения. В те времена в Темиртау часто приезжали звезды и собирали полные стадионы зрителей. Помню, на площади Гагарина в День города в 1991 году был большой концерт, выступали такие популярные тогда коллективы как «Мона Лиза», «Доктор Ватсон», а мы были у них на разогреве.
— В репертуаре группы «Парадокс» были ваши песни?
— Да, конечно. Я свои песни начал писать в 1990 году, когда по окончании 8 классов поступил в металлургический техникум. Это делалось для команды, поскольку уже тогда я понимал, что надо делать что-то свое. К моменту образования группы у меня было порядка пятнадцати собственных песен, в числе которых – «Далекая звезда», которая впоследствии стала хитом «Останусь». Я написал ее в 17 лет, и посвящена она была моей девушке. Слова там были совсем другие, но музыка – та же.
{youtube}ZkwudwufKGY{/youtube}
— Почему же, имея талант и призвание к музыке, вы выбрали профессию металлурга?
— В Темиртау других вариантов просто не могло быть. Родители решили: чтобы я был человеком, я должен работать на заводе. И я по окончании техникума пошел работать на меткомбинат. Восемь лет проработал электриком в листопрокатном цехе. Моя специальность называется: «Эксплуатация автоматизированных систем управления». Параллельно все это время занимался музыкой. Музыка в то время была моим увлечением, а способом заработка – работа на комбинате, поскольку музыкой много заработать я не мог.
Победа со второй попытки
— Как же вы, будучи электриком высокого разряда, имея хороший заработок и твердую уверенность в застрашнем дне, решили бросить все и ехать в неизвестность – на покорение Москвы?
— Это долгая история. У меня было две попытки «покорения Москвы», как вы говорите. В первый раз меня подбила землячка, Саша БОЛЬШАКОВА. Она в 90-х годах перебралась из Темиртау в Москву, снималась в кино, работала в театре, была достаточно известна. И при этом сотрудничала с группой из Бишкека, которая тогда называлась «Аян»: два брата Леня и Дима – клавишник и бас-гитарист. В 2000 году они искали парня – вокалиста, и Саша не вспомнила обо мне. Мы с бишкекскими ребятами созвонились, они сказали мне, что у них есть музыкальный материал, и они собираются ехать с ним в Москву. Я тогда не решился, но обещал подумать. А спустя год собрался и поехал к ним. Вокалистки Светы у них тогда еще не было, и мы пытались репетировать вместе. Но тогда что-то не срослось. Я пробыл в Москве около трех месяцев и вернулся в Темиртау. Благо, когда уезжал, с завода не уволился – придержал себе плацдарм для отступления.
— И первая неудача не охладила вашего желания «въехать на белом коне» на российский музыкальный Олимп?
— Как видите, нет. (смеется) Наверное, это темиртауская закалка, характер металлурга. Вернувшись обратно, проработал на заводе еще 2,5 года. И постоянно думал о том, как рвануть снова. Готовился к новому рывку до 2003 года. И в свой день рождения – 10 августа, не сказав ничего никому, кроме родителей, я рванул в Златоглавую. С собой у меня из вещей практически ничего не было, только небольшая сумка с одеждой, одеяло и подушка.
— Говорят, Фортуна любит упорных. Можете ли вы сказать, что во второй раз вам просто повезло?
— Нет, это нельзя назвать везением. Мне в Москве пришлось хлебнуть лиха: приходилось ночевать на вокзалах, работать сторожем, охранником. Не дай Бог пройти кому-то то, что прошел я! Но звонить домой и ныть: «Я тут погибаю…» было стремно и западло. Хотя близкие мне звонили и звали обратно. Но я не падал духом — тусовался в клубах, внаглую просился спеть. И потихоньку меня заметили местные музыканты – джазмены. Начали приглашать на концерты, тусовки, где я пел сначала даже не за деньги, а практически за тарелку борща.
Рядом с легендарной Аллой…
— Так как же в вашей трудовой книжке появилась вторая запись?
— Вот тут уже можно говорить о везении. В 2004 году я пел дуэтом с одной девушкой, которая работала у Пугачевой в группе «Вокал-бэнд «Рецитал». Однажды она мне позвонила и сказала, что из их коллектива уходит человек, и нужна ему замена. При этом она знала, что я не знаком с нотной грамотой, что у меня нет никакого музыкального образования. Сама же она была профессионалом, расписывала все партии, читала ноты с листа, но поверила в мой талант и предложила прийти на прослушивание. При этом поставила жусткое условие: за два дня нужно было выучить партии тридцати песен. В бэк-вокале у Пугачевой было шесть человек, и у каждого – своя партия, все очень сложные. Два дня и две ночи я зубрил их, по аудиозаписи, которую мне дали. Потом приехал на прослушивание и спел. Прослушивала меня не сама Пугачева — ее директор, и я ей понравился. Так меня взяли в команду, где я проработал до самого финала – пока Алла не распустила коллектив в 2010 году.
— Признайтесь: вчерашнему металлургу было сложно работать с Примадонной?
— Совсем нет. Тем более, при том, что Алла в работе очень требовательная, человек она – просто суперский! Два раза в год мы собирались у нее дома всем коллективом. Это была традиция. Первый раз – на ее день рождения в апреле, второй – в первое воскресенье весны. Она собирала всю свою тусовку, и в этот день все ее друзья дарили ей желтые цветы – открывали весну. Это было веселое застолье, с песнями, смехом, танцами. С Пугачевой я объездил весь мир. Иногда гастролей было так много, что мы не понимали, в каком городе находимся. Случались даже казусы, связанные с этим. Алла кричит со сцены: «Барнаул, привет!», а на самом деле мы в Омске. Но бывали моменты, когда она не могла работать слишком много, у нее были проблемы со здоровьем. Тогда мы работали с Киркоровым, с Орбакайте, с оперным певцом Софино.
— Наверное, на собственное творчество времени уже не хватало?
— Зря вы так думаете. Параллельно у меня был здесь свой коллектив, я выступал сольно — в московских клубах и даже гастролировал по России. Когда же Пугачева распустила коллектив, вплотную занялся собственным творчеством. Это стало особенно актуально, когда в 2005 году на «Песне года» я был признан лучшим композитором года – за песню «Останусь». Тогда мне стали звонить, просить написать хит. Я начал быстро соображать и понял, что сейчас волна меня несет и надо срочно писать альбом.
В планах – покорение Казахстана!
— Вам удалось осуществить задуманное?
— На сегодняшний день у меня есть полноценная концертная программа на полтора часа. Есть крутые музыканты, солидный коллектив. Осталось заняться пиаром. После Нового года планирую все подправить, дописать и зарегистрировать собственный альбом, оформить его. Тогда можно будет заключать контракт с какой-нибудь крупной records-компанией, которая делала бы мне промоушн. Возможно, попробую себя в проекте «Голос» — ведь это дополнительные эфиры, возможность стать лицом «медийным». Может быть, вы увидели бы меня в этом сезоне «Голоса», но когда он стартовал, я был задействован в другом известном телевизионном проекте – «Танцы со звездами». Я пел песни, под которые танцевали пары.
— Положа руку на сердце, у вас сейчас есть песня, которая могла бы «выстрелить» громче первого вашего хита — «Останусь»?
— Есть, и не одна. У меня в загашниках лежит много хороших, добротных песен, которые должны услышать люди. И я уверен, что эти песни еще «выстрелят». Я ни в коем случае не считаю, что полностью реализовался в творчестве. У меня есть, что показать людям, чем удивить. Просто пробиться на телеэкраны без подвижного администратора, продюсера, что бы ни думали молодые музыканты, — непросто. Но это не значит, что не нужно предпринимать попыток «взять высоту». Это нужно делать всегда.
— Вы часто бываете на Родине?
— Буквально пару недель назад был. Конечно, стараюсь приезжать как можно чаще, ведь в Темиртау у меня остались мама, младший брат, все родственники и друзья. Как только приезжаю, меня тут же рвут на части – накрывают дастархан, бешбаркмак на стол ставят. Все равно моя Родина – Казахстан. Я там родился, вырос, знаю каждый кустик и каждую травинку. Казахское гостеприимство у меня в крови – я никогда не отпущу гостя, пока он не поест, не выпьет. Москвичам этого не понять, у них другой менталитет. Но здесь, в Москве, у меня семья: жена, дочка и сын. А еще здесь жила моя бабушка, которую репрессировали в 1942 году. Да, сейчас вся творческая Москва меня знает, я адаптировался здесь, пустил корни, но не считаю себя москвичом. Вообще хочу доделать все, что задумал, и рвануть с концертами – покорять Казахстан!