Договорившись о деловой встрече, представитель одной из сторон, как правило, может себе позволить опоздать на 10, а то и на 30 минут, сославшись на ужасные пробки. Такой уж в Казахстане тайм-менеджмент. Точнее проблемы с тайм-менеджментом. И если казахстанцы привыкли к тому, что опоздание на 10 или 30 минут считается если не нормой, то досадной традицией, то иностранные бизнесмены к такому «культурному обычаю» не привыкли, считая, что деловой этикет должен соблюдаться беспрекословно.
О деловом этикете казахстанцев портал «Добрые вести» побеседовал с тренером и экспертом по бизнес-этикету Моникой Пикер.
— Почему важен бизнес-этикет?
— В наше время бизнес-этикет — это не только понимание того, как вести себя в обществе. Он также очень важен и в процессе работы. От бизнес-этикета зависит успех нашего предприятия. Работа связана с деньгами, и если мы не будем уделять внимание бизнес-этикету при общении с партнерами и клиентами, то потеряем их доверие.
— В каких сферах наиболее актуален бизнес-этикет?
— Сегодня большое внимание уделяется ресторанному и гостиничному бизнесу, а также банковской сфере, но стоит обратить внимание на малый и средний бизнес. Их владельцы также должны знать бизнес-этикет, поскольку они чаще напрямую общаются с клиентами, несмотря на то, что здесь совсем другие уровень и масштаб бизнеса. Клиент должен чувствовать, что его уважают и ценят, а в ответ он проявляет интерес и становится лояльным к бизнесу. А в будущем приводит за собой и других клиентов.
В банковской сфере и сфере обслуживания сотрудники должны быть внимательными и начать изучать азы бизнес-этикета. Поэтому необходимо понимать, что такое бизнес-этикет, ведь это не только умение культурно кушать и правильно пользоваться приборами, это, прежде всего, некий институт взаимоотношений друг с другом. Бизнес-этикет отражает отношения внутри организации, между партнерами и клиентами.
— Каких качеств недостает казахстанским предпринимателям и на что необходимо обратить внимание?
— Развивать деловые отношения и учиться этикету необходимо все время, это непрерывный процесс. Как деловой человек, работая в Казахстане, я всегда встречалась с приятными людьми, и ничего плохого сказать не могу. Но посоветовала бы казахстанцам обратить внимание на пунктуальность и точность. Обучение основам бизнес-этикета должно стать базовым знанием. Важно знать, что надеть на встречу, как вести себя в ресторане.
— Скажите, насколько культурные традиции разных стран накладывают отпечаток на бизнес-этикет или все-таки существуют общие стандарты?
— Общий стандарт – это, конечно же, уважение другу к другу. В Центральной Азии совсем другие стандарты, чем, к примеру, в Европе. Когда я прилетела в Казахстан, удивилась тому, что партнеры звали меня просто по имени.
Во время обучения необходимо делать акцент на отношениях между партнерами и клиентами, на поведение в ресторане, общественных местах. Все это очень важно.
Мы разработали обучающую программу по деловому этикету. Она дает понимание того, что такое деловая культура, как ввести себя в ресторане, во время переговоров, что является деловым дресс-кодом, каковы традиции во время приветствия и прощания.
— Расскажите, пожалуйста, о глобальной бизнес-культуре, влияют ли глобальные процессы на культуру деловых отношений?
— Существует такая наука, как интеркультура, о ней я буду рассказывать и показывать, как она работает, во время нашего курса. Как внутри работает общество. К примеру, в Европе очень индивидуальный подход, тогда как в Азии действует коллективный. При этом большая часть бизнесменов до прохождения обучающих программ делали ставку на то, как провести переговоры. Но не все задумывались над тем, что результат положительного исхода переговоров в большей степени зависит именно от знания бизнес-этикета и от традиций страны. Как раз этому можно научиться. Я покажу, как знания о стране позволят понять культуру и специфику делового этикета.
— Что бы вы посоветовали казахстанцам, которые только начинают выстраивать свой бизнес, на что обратить внимание в вопросах делового этикета?
— Казахстанцам стоит обратить внимание на пунктуальность. Об этом я также буду говорить во время обучения. Этот курс даст слушателям понимание этикета, правильного ведения деловых переговоров и более. Но главное — каждый участник поймет, как снизить риск возникновения ошибок. Деловой этикет — это поле для развития, прежде всего, культуры мышления и взаимоотношений.
Спасибо.
P.S. Информацию о курсах по «Бизнес-этикету», смотрите здесь.