Совсем недавно в мире отечественного паралимпийского спорта произошло очень значимое событие – приняты поправки с законодательство о спорте, которые должны существенным образом повлиять на развитие Паралимпийского движения в Казахстане.
Основная суть поправок касалась изменения системы финансирования спорта. При этом, важнейшими, на наш взгляд, инициативами, являются именно те, которые были добавлены в законопроект по инициативе депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан.
Следует отметить, что важность закона, прежде всего, заключается в том, что он признал, определил и узаконил те институты, которые уже присутствуют «де-факто», однако не были регламентированы ранее. Наиболее значимым нововведением закона является выделение Паралимпийского движения в самостоятельную статью и приравнивание его по значимости к уровню Олимпийского движения. В статье 13-1 четко прописаны основные положения паралимпийского движения и Национального Паралимпийского Комитета Республики Казахстан. Согласно новой статье, Национальное паралимпийское движение является составной частью международного паралимпийского движения и возглавляется НПК Республики Казахстан созданным в форме общественного объединения. Государство признает и поддерживает национальное паралимпийское движение, оказывая всемерное содействие НПК, основными функциями которого являются:
- Пропаганда принципов паралимпийского движения, содействие развитию паралимпийских видов спорта высших достижений и массового спорта;
- представление Республики Казахстан в МПК, на Паралимпийских играх и других международных спортивных соревнованиях;
- проведение единой политики развития паралимпийского спорта высших достижений и массового спорта;
- содействие в подготовке спортсменов-инвалидов для участия в Паралимпийских играх и других международных спортивных мероприятиях;
Закон так же наделяет НПК исключительными правами на национальную паралимпийскую символику и полномочиями защищать на территории Республики Казахстан праваМПК на использование паралимпийского символа и наименования «Паралимпийские игры».
В прошлой редакции закона Паралимпийское движение регулировалось статьей 14,согласно которой, оно было объединено с другими движениями по принципу принадлежности спорту для лиц с инвалидностью. На момент принятия закона, такой подход был оправдан, еще не сформировалось понимание и роли каждого движения, поэтому их объединили в одной статье. Однако сегодня, после успешного выступления нашей сборной на Паралимпийскихиграх в Бразилии в прошлом году, значимость Паралимпийского движения и компетенция Национального Паралимпийского Комитета стали очевидными. Такими же очевидными стали и отличие Паралимпийского движения от Сурдлимпийского и Специального олимпийского движений.
Паралимпийское движение объединяет и делает доступным спорт для людей с различными видами нарушений, а именно: нарушениями нервной системы, паралича и нарушением длины конечностей, зрения, интеллекта и роста. Спортсмены с подобными видами нарушений представлены в мировом паралимпийском сообществе следующими международными организациями спорта для лиц с церебральным параличом (CPISRA), для лиц с ампутацией и пользователей инвалидных кресел (IWAS), для лиц с нарушением зрения (IBSA) и для лиц с нарушением интеллекта (INAS). Именно эти организации решили объединиться в 1982 году и создали Международный Координационный Комитет спорта для инвалидов, который позднее был переименован в Международный Паралимпийский Комитет. С 1985 года Международный комитет спорта для глухих(ICSD) тоже являлась членом МПК и спортсмены с нарушением слуха были полноценными участниками паралимпийского движения.
Однако в 1994 году эта организация вышла из состава МПК и с тех пор самостоятельно проводит так называемые «Сурдлимпийские игры». Ранее упомянутые международные организации спорта для лиц с инвалидностью(IBSA, IWAS, CPISRA и INAS)так же ежегодно проводят соответствующие Всемирные Игры IBSA, Всемирные Игры IWAS, Всемирные Игры CPISRA и Всемирные Игры INAS. Разница в том, что все эти организации являются членами МПК и по результатам этих соревнований распределяются лицензии на участие в Паралимпийских играх. А Сурдлимпийские игры не относятся к Паралимпийскому движению, поскольку Международный Сурдлимпийский Комитет является самостоятельной организацией и не имеет членства в МПК.Специальное олимпийское движение представляет спорт для лиц с интеллектуальными нарушениями, но так же является самостоятельным движением и не является членом МПК. Аналогом Special Olympicsв Паралимпийском движении является организация INAS, которая представляет спортсменов с нарушением интеллекта, но уже на уровне высшего спорта.
Таким образом, Паралимпийское движение, исходя даже из этимологии слова «паралимпик», где приставка «пара» происходит от греческого “para” – «около», «рядом» — идет рядом с Олимпийским движением, являясь эталоном высшего спортивного мастерства среди лиц с инвалидностью, так же как и олимпийское движение среди лиц без инвалидности. История взаимоотношений олимпийского и паралимпийского движений на международной арене всегда находят свое отражение и на национальном уровне. Для справки, МПК – это международный руководящий орган Паралимпийских видов спорта, тогда как МОК – это международный руководящий орган Олимпийских видов спорта. МПК и МОК самостоятельные организации, независимы друг от друга и при этом работают в тесном сотрудничестве.
Взаимоотношения МПК и МОК основаны на официальных партнерских соглашениях: (1) Соглашение от 25 июля 2012года о поддержке Паралимпийских игр. Город, выбранный для проведения Олимпийских игр, автоматически выбирается городом-организатором Паралимпийских игр. Соглашение действует до 2020 года включительно (Предварительные соглашения были подписаны еще с 2001 года) и (2) Договор о партнерстве от 14 июня 2016 года о принципах долгосрочного сотрудничества между МОК и МПК до 2032 года, в котором партнерство фокусируется на повышении узнаваемости Паралимпийских игр и Паралимпийского бренда, расширению партнерства в плане внедрения «Олимпийской программы 2020» и обеспечении финансовой устойчивости МПК и паралимпийского движения в мире.
Вернемся к закону. С целью закрепления легитимности Паралимпийского движения так же в законе, впервые, наряду с олимпийским, национальным и неолимпийским, впервые вводится понятие паралимпийского вида спорта. К паралимпийским видам спорта относятся виды спорта, вошедшие в программу Паралимпийских игр и признанные Международным Паралимпийским комитетом.Каждые восемь лет перечень видов спорта, вошедших в программу Паралимпийских игр, меняется.
Таким образом, некоторые игры, такие как Футбол для лиц с церебральным параличом (Футбол 7-на-7), на недавних Паралимпийских играх «РИО-2016» входил в перечень игр, но на следующих играх «ТОКИО-2020» уже не будет. Спортивные дисциплины, не вошедшие в перечень Паралимпийских игр, не являются паралимпийскими, и теперь будут относиться к неолимпийским видам спорта. К таким видам спорта можно отнести Танцы на колясках, Футбол 7-на-7, Пара-армрестлинг и многие другие.
Следует отметить, что за признанием НПК последовала и необходимость согласовательных процедур, одной из которых является согласование с НПК увольнения и назначения на должности главных тренеров национальных сборных команд и государственных тренеров по паралимпийским видам спорта. Важно отметить, что на сегодня в Дирекции Штатных Национальных Команд и Спортивного Резерва имеется только один государственный тренер, отвечающий за развитие Паралимпийских, Сурдлимпийских и Специальных олимпийских видов спорта, каждый из которых включает в среднем до 20 спортивных дисциплин.
К сравнению, для олимпийских видов спорта за каждым олимпийским видом спорта закреплен отдельный государственный тренер. При таком нагрузке о развитии Паралимпийского спорта не могло идти и речи. Надеемся, что данная норма позволит увеличить количество государственных и главных тренеров по паралимпийским видам спорта в ДШНК.
Одним из особо значимых нововведений закона можно считать так же появление новой задачи государственной политики. Развитие паралимпийских видов спорта теперь закреплено в качестве одной из задач государственной политики в области физической культуры и спорта. Данная норма является залогом того, что с этого дня политика государства по развитию спорта и всех его институтов, таких как спортивная наука и медицина, обучение и повышение квалификации тренеров, инфраструктура и оснащение спортивным инвентарем должны касаться не только олимпийских видов спорта, но и паралимпийских.
Новый толчок развитию паралимпийского спорта придаст положение статьи 11, согласно которому регламентируется процедура аккредитации федераций спортивных федераций по паралимпийскому виду спорта. На сегодня в Казахстане нет ни одной аккредитованной федерации по паралимпийскому спорту. НПК ведет переговоры с действующими федерациями по вовлечению их в паралимпийский спорт, а так же появляются новые федерации, развивающие паралимпийские виды спорта. Теперь они смогут получить аккредитацию при условии соблюдения всех требований, предъявляемых к процедуре аккредитации.
Восполнен пробел в компетенции местных исполнительных органов по развитию спорта среди инвалидов. Ранее за МИО были закреплены только полномочия по обеспечению условий доступа к спортивным сооружениям для занятия физической культурой и спортом. Теперь же МИО ответственны именно за развитие спорта среди инвалидов, а так же за доступ к спортивным сооружениям для занятия физической культурой и спортом и предоставление специального спортивного инвентаря. Данная норма позволит создать больше условий на местах по вовлечению в спорт лиц с инвалидностью.
В паралимпийском спорте есть специфический институт паралимпийской классификации спортсменов, который призван создавать спортсменам с различными нарушениями равные состязательные условия на спортивных соревнованиях по паралимпийским видам спорта согласно уровню их функциональных возможностей. Так вот, в прежней редакции закона данная классификация была закреплена наряду с Паралимпийским спортом так же и в Сурдлимпийском и Специальном олимпийском спорте. Теперь же норма приведена в соответствии с международными требованиями и закреплена только для паралимпийских видов спорта, поскольку в Сурдлимпийском и Специальном олимпийском спорте нет паралимпийской классификации.
Зарубежная практика развития паралимпийского спорта очень разнообразна. В некоторых странах есть специальные законы о Паралимпийском движении (Киргизстан), а в некоторых нет даже министерства спорта. Где то государство полностью финансирует паралимпийский спорт (Украина), а где-то спорт финансируется только за счет спонсоров (США). В каких то странах паралимпийское движение входит в состав часть олимпийского комитета (США), а где то объединено со всеми видами спорта для лиц с инвалидностью (Япония). Не смотря на все различия в законодательстве и практике, лидерами становятся только те страны, где есть понимание важности и значимости Паралимпийского движения, как на уровне государства, так и на уровне общества.
Если к паралимпийскому спорту относиться как к спорту для инвалидов с упором на реабилитацию и помощь в социализации, то отношение к спорту самих инвалидов будет таким же снисходительным. Для того, чтобы спорт приносил медали, нужно заставить государство поверить в силу паралимпийского спорта, заставить общество поверить спортсмена-инвалида, а спортсмена заставить поверить в самого себя. Пакет поправок в закон о физической культуре и спорте, принятый недавно парламентом, стирает границы между олимпийским и паралимпийским движением, снимает различия между спортсменом с инвалидностью и без инвалидности, расширяет спортивные возможности для всех людей без ограничений.
Мы очень благодарны Национальному Олимпийскому Комитету Республики Казахстан, Министерству культуры и спорта Республики Казахстан, Парламенту Республики Казахстан и конечно Президенту Республики Казахстан за доверие, оказанное паралимпийскому движению! Каждая новая паралимпийская медаль будет символом этого доверия и продвигать имидж нашей страны.