Гульнара Бажкенова об инклюзии в Казахстане: особенных детей раньше прятали бедные, теперь – богатые | | Добрые вести
Artsen geloven reeds dat erectiestoornissen is een vroegtijdige waarschuwing teken van hartproblemen, maar het is niet duidelijk waarom. Hier genoemde links naar de beste online apotheken die levitra bieden voor verzenden naar België en Nederland. Vermeld op deze website apotheken hebben een bewezen staat en zijn 100% betrouwbaar en leveren de echte Europese label pillen van de betrouwbare leverancier. Zodat je veilig kunt levitraprijs bij apotheek online en zorg ervoor dat het zal thuis worden afgeleverd. Als u problemen in de slaapkamer hebben kunnen de emoties hoog oplopen. Als u bent begonnen met het geslacht uit angst voor het niet krijgen van een erectie te voorkomen, kan je partner beginnen, hoeft u niet langer dat ze aantrekkelijk vinden. Gevoelens te kwetsen. Koppels beginnen te minder intiem gevoel. Wrok kruipt.Problèmes érectiles, qui deviennent plus susceptibles que les hommes vieillissent, ne sont pas une garantie de problèmes cardiaques. Où acheter viagra suisse vous avez trouvé une pharmacie en ligne pharmacie #viagra. il est largement reconnu que la dysfonction érectile est principalement le résultat d'une maladie cardiovasculaire sous-jacente.
главная / Вести / Гульнара Бажкенова об инклюзии в Казахстане: особенных детей раньше прятали бедные, теперь – богатые

Гульнара Бажкенова об инклюзии в Казахстане: особенных детей раньше прятали бедные, теперь – богатые

Известный журналист и публицист Гульнара Бажкенова написала книгу. «Только не говорите, это слишком» – так она называется. Она не о политике и не о журналистике. Тема неожиданная и болезненная для казахстанского общества – инклюзия. Эта книга об особенных учителях, о людях-подвижниках, которые – вопреки враждебной среде и, что скрывать, не особо дружелюбному обществу – выводят особенных детей из домов, «из глинобитных мазанок», дают им знания, помогают освоиться в большом мире и жить полноценно.

Книга основана на историях реальных людей, которые живут в разных уголках Казахстана. Молодой мужчина, которого родители заставляли бросить новорождённого сына, как только узнали, что у малыша синдром Дауна, — невыдуманный, живой казахстанец. Он на самом деле сидел и плакал от бессилия на кухне. И Анар Изден со своей организацией для помощи родителям и детям с инвалидностью «Умай» – тоже настоящие. И там, где они существуют, в Кызылорде, их по-настоящему тиранила государственная машина. И таких – а то и страшнее – историй в книге много. Так много, что порой и, правда, хочется воскликнуть: «Это слишком!»

«Добрые вести» поговорили с Гульнарой Бажкеновой о том, что её саму поразило больше всего; почему казахстанские семьи скрывают своих больных детей и почему инвалидность в глубинках считается постыдным признаком бедности; об уяте и людях с другой планеты.

Книга увидела свет при поддержке Фонда «Сорос-Казахстан», а её электронная версия доступна на сайте организации.

***

– Спасибо вам за книгу!
– Вам спасибо, что прочитали.

– Давайте начнём с обсуждения вступления к книге. Вы в нём пишите, что в вашем детстве – а оно пришлось на советский период – инвалидов как будто бы не было. Их невозможно было встретить где-то в общественных местах. Мне это кажется странным. Потому что как раз Великая Отечественная война прошла, и после неё было много покалеченных людей, людей без конечностей, подорвавших здоровье. Они герои. Они должны были чествоваться и мы, советские дети, должны были их видеть в большом количестве. А вам это не кажется странным?
– Да, это странно. Причём – они тогда должны были быть пожилыми людьми. Наверное, их было больше в 50-60-х годах. А потом – я могу только предполагать – что была высокая смертность среди ветеранов. А вести активный образ жизни, значит, они не могли. Чёткого у меня нет ответа.

Но вы сейчас сказали про ветеранов, и я вспоминаю, что мы чествовали их 9 Мая, они к нам приходили в школу, но они все были бодрячками, очень здоровыми…

– Интересны ваши наблюдения, выводы – вы книгу писали, готовились, воспоминания перебирали, с людьми разговаривали – можем ли мы говорить о том, что это было целенаправленной политикой советского государства: изоляция особенных людей?
– Я написала «В моём детстве не было инвалидов…»  – я так начала книгу. Понятно, что это не точные воспоминания. Я же в детстве не задумывалась об этом. Я же не думала: «Где они? Почему их нет? Есть ли они вообще?» Но когда я думаю о детстве, я вспоминаю, что колясочников точно вообще не видела.

Советский Союз при всех своих нам известных минусах – при том, что это было странное государство – был социальным государством, с гарантиями. Никого на улицу не выкидывали: «Живи, как хочешь». Это был не капитализм, а социализм. У инвалидов же были пенсии хорошие. Если человек терял, например, на производстве руку, то он точно не оставался один на один со своей бедой. Но при этом – это же такое, странное, государство – даже речи не было об инклюзивности, о том, что этим людям нужны не только деньги на проживание, но и просто повседневная активная жизнь, о том, что они тоже хотят работать, в кино ходить, вообще куда-то ходить…

Вспомните Маресьева…


Алексей Маресьев. Фото1Фото РГАКФД

Алексей Маресьев – военный лётчик, Герой Советского Союза. Из-за тяжёлого ранения во время Великой Отечественной войны у него были потерял обе ноги. Однако вернулся в небо и летал с протезами. Маресьев – прототип героя книги Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» Алексея Мересьева (писатель изменил в фамилии лишь одну букву).


Если уж советский человек потерял ноги, то он должен был быть героем. Это была героика, а в быту мы таких людей как будто бы не должны были видеть.

Или ещё была автобиографическая книга – герой потерял руку на производстве (вероятно, речь о повести В. Титова «Всем смертям назло…», автор – в прошлом шахтёр, рискуя жизнью, предотвратил катастрофу в шахте, лишился рук, но не покорился судьбе, сумел выстоять, – прим. ред). Она была написана от первого лица. И, потеряв руку, он написал книгу о том, как это пережил. Это была такая советская история – если уж человек без руки появляется на людях, то он должен быть суперменом.

– А все остальные в специнтернат?
– Да, все остальные в специнтернат. Это не было прописано, но негласно было так.– Готовясь к интервью, я всё время эту мысль прокручивала в голове: это менталитет советских и постсоветских людей – что мы особенных не очень жалуем? И казахстанские семьи, которые прячут своих больных детей от общественности, – это в них говорит советских менталитет или какая-то другая историческая линия?
– Вы знаете, я думаю, нам уже хватит всё валить на Советский Союз, на советский менталитет. Как у нас особенных не жалуют? В публичном пространстве всё это звучит прекраснодушно наоборот. А если говорить об отношении государства, то у нас даже для обычных людей среда недружелюбна.Вот, переполненный автобус – это дружелюбная  среда для человека?– Нет, конечно.
– Хоть ты особенный – хоть не особенный, она не дружелюбна. Когда высокий тротуар, с которого ты не можешь перейти дорогу, – это недружелюбная среда не только для человека с инвалидностью, но и для мамы с коляской. Я по себе знаю, особенно в Астане: чтобы дойти до парка, ты полпути коляску тащишь на себе.У нас вообще среда недружелюбна к индивидууму, к человеку. Вот эти дороги, переполненные машинами, те же автобусы переполненные. Мы сейчас сидим с вами в кафе, а в тот же момент девушек в Алматы ударило током – они шли по тротуару в дождь.Всё красиво делается – для государства, а для индивидуума – тебя может ударить током и никто за это ответственности не понесёт. А вы знаете, что у нас собак током бьёт? Я сейчас занимаюсь этой темой. Реконструкция города идёт, делают фонари, а заземления не делают. Они делают так халатно, что уже десяток собак ударило током. Хозяева везде пишут, пишут в соцсетях, жалуются в акимат и дошло до того, что девушек ударило током.У нас в прошлом году девушка потеряла ноги на улице Аль-Фараби (Екатерина Парафиева пострадала в аварии, – прим. ред.). Почему? Потому что люк был открытым! На это обращают внимание только когда – и то, обратят ли, вопрос – когда дойдёт до того, что об этом все заговорят или когда кто-то погибнет, не дай бог.
У нас среда недружелюбна для любого, даже здорового человека, поэтому у нас инвалидам ещё труднее.
Фото2
Я, когда писала эту книгу, думала над тем, что у нас, когда речь заходит об инклюзии, часто начинают говорить: «Это много расходов, может быть, не надо». Или говорят, что инвалиды – это «какой-то процент от общего числа людей». Даже если это 1-2%, знаете что важно? Если мы сделаем жизнь удобной для них, то удобной жизнь станет для всех. Вы об это не думали? Это и есть инклюзивная среда.А люди, которые прячут своих детей, – я не думаю, что это советский менталитет. Может быть, какие-то отголоски есть. Но дело в том, что мы же вообще неполиткорректные. Я сама писала книгу об особенных людях, но могу иногда сказать «инвалид» – чтобы сэкономить время и слова. А постоянно говорить «люди с инвалидностью» – это дело очень большой привычки. Нужно себя воспитывать, приучать говорить «люди с особенностями, люди с инвалидностью», но не «инвалиды». А когда ты привык со своего ещё советского детства к таким словам…Я часто читаю соцсети и замечаю, что у нас люди, которые совершенно не смыслят в науке биологии, которые за всю свою жизнь не прочитали ни одной научно-популярной статьи – самой попсовой, не говоря о журнале Science– очень любят оперировать таким словом, как «гены». «Ой, у него хорошие. Ой, а у него гены плохие». Эти люди даже не осознают, что делают суждения на грани фашизма.– В вашей книге несколько раз встречается эта мысль – и от неё очень больно. Вы рассказываете, что женщина по имени Шынар открывала в Казалинском районе НПО для помощи людям с ограниченными возможностями «Шапагат» в 95-м году. И на учёте тогда официально стояло в целом районе 30 детей. И она размышляла, на сколько примерно нужно умножить эту цифру, чтобы понять сколько в районе на самом деле особенных детей: на два, на три, на четыре? И когда начала заниматься этим, делать подворовой обход – ужаснулась. 367. Столько их оказалось. В 11 раз больше. Оказалось, что родители – а это глубинка, казахские семьи – не показывали, прятали своих особенных детей от посторонних глаз. И этой героической женщине Шынар больших трудов стоило заставить родителей признать проблему, открыться и начать ходить куда-то, получат лечение. Этот уят – откуда он?
– Это всё-таки невежество. Вообще даже в Соединённых Штатах – в книге это тоже есть – до 70-80-х годов не было инклюзивного общества. Люди к гуманности когда приходят? Когда общество развито достаточно, когда люди обеспечены, когда они образованы. Это как роскошь – гуманное сознание.Мы – давайте признавать – ещё не гуманны. У нас природная доброта у людей есть – пожалеть и пойти дальше. А проявить подлинную гуманность – это уже другой уровень сознательности. Так что, я думаю, это вопрос развития. Люди стесняются, потому что они невежественны. Но, как вы видели в книге, сейчас уже не стесняются. Как Шынар их вытащила из этого состояния? Она им говорила: «Вот, приходите к нам на Новый год, на праздник с детьми, мы вам дадим подарки». Бедные люди уже не прячут своих особенных детей.Но теперь прячут богатые.– Вот! Объяснимо – больно, но объяснимо – когда их прячет многодетная мама, которая, может, и школу не окончила и думает, что виновата в том, что у неё больной ребёнок. Но вы рассказываете в книге о местном начальнике, большом в принципе в районе человеке, который с большим стыдом пришёл к Шынар и признался – как в каком-то преступлении – в том, что его ребёнок болен.

Фото3– Меня тоже это поразило. Я ездила по регионам, собирала материал для книги и узнала, что в одном районе – не могу сказать, в каком – у замакима двое детей с ДЦП. Он их скрывает. Почему? Мы можем только догадываться. Возможно, он боится, что про него будут что-то думать, что у него «что-то с генами». От невежества идут такие суждения. Невежество очень близко к фашизму вообще: «человек должен быть идеальным, и если хочет быть успешным…» У нас же есть в обществе культ успеха социального. И если у тебя дети такие, значит, ты «не успешен». Что интересно, этот замакима лечить возит своих детей куда-то. Но там, в районе, ему западло.

Потому что в интернат из сёл приезжают люди, и ему как-то…

– Это его как будто уравнивает с ними?
– Да! И я заметила, что в глубинке сложилось такое мнение, что люди с инвалидностью – это бедные люди. Вот, сложилось – что это удел бедных. Поэтому богатые и успешные, когда у них подобное происходит, стесняются.

Фото4
– То есть их беспокоит, что люди скажут – «ұятболады, не ел айтады»?
– Он крутой, он бастык, он в глазах людей просто супермен.А там, в центре, «голытьба, дети больные и я что ли своих туда поведу?»– А историей вопроса вы не интересовались? Как раньше в казахской степи относились к появлению таких детей в семьях? Тогда же речь о гуманности не шла, она шла о выживании. Действительно такое отношение из глубины веков идёт?
– Я претендовать не могу на то, что изучила историческую часть. Я могу только по каким-то памятникам судить – каких-то свидетельств нет, что от них избавлялись. Для кочевника, можно представить, как это тяжело. Представьте кочевой быт с больным ребёнком? А римляне, вы знаете, совершенно спокойно, если рождалась девочка нежеланная, её убивали.
Отношение к детям только в XXвеке изменилось. А раньше дети всегда были нахлебниками, никогда не было пиетета, считалось, что ты можешь делать с детьми всё, что хочешь. А чтобы в казахской степи избавлялись от детей – я не встречала никаких свидетельств.Но, когда мы с Алмазом Ержаном (активист, первый блогер, кто начал в соцсетях открыто рассказывать о проблемах инвалидов в Казахстане, – прим. ред.) говорили, он сказал очень хорошую вещь: «Вы поймите, будут стоять даже две коровы, одна из которых будет прихрамывать, ей обязательно дадут кличку «Хромая». А вон та корова с Косая. То есть подчёркивать недостатки – это в нас есть.

В моём детстве не было инвалидов, но у моей тёти в селе, к которой я ездила, жила бабушка – у неё не было носа. Я не знаю, что случилось. Но сколько себя помню и её помню такой: старенькой и без носа. И вот если говорить про отношение – не про гуманность, а такую доброту, когда люди «добренькие»: оно была частью общества, но, знаете, как её называли? Её называли – в глаза – это было её именем: «Пұшық кемпір» (дословное «курносая старуха», – прим. ред). И вы можете себе представить положение женщины пожилой? У неё совершенно не было социального статуса. Это человек, которого даже если и позовут в гости, она будет помогать делать работу, прислуживать гостям и сядет где-нибудь у дверей. Её никогда не посадят на почётное место.

Потому что не замужем, без детей, да ещё и пұшық кемпір.

– И меня всегда удивляет ещё один момент, в вашей книге он тоже очень ярко показан – выпукло, прямо бросается в глаза. Одна из героинь, Гульмира, у которой родился солнечный ребёнок (с синдромом Дауна), в момент, когда у её зятя появляется такой же ребёнок, успокаивает его. А он стоит перед выбором. Родители говорят ему: «Откажись от этого ребёнка, брось его в роддоме. Либо мы не будем с тобой общаться». А жена говорит: «Я ни за что не откажусь. Если хочешь, разводись со мной, это мой ребёнок. Я его люблю». И он между двух огней. Он как воспитанный в традициях сын не может отказаться от родителей, но от ребёнка – тоже. А ему опять слово «уят» повторяют. И меня всегда этот вопрос волновал: неужели иметь особенного ребёнка для многих из казахских семей – это более стыдно, чем бросить ребёнка?
–  Бросить вообще-то тоже стыдно. Но, вероятно, люди рассуждают так: «Ну, развёлся». Если вы начнёте ходить по семьям с особенными детьми, то увидите, что в большинстве женщины остаются одни, мужчины уходят. Очень многие уходят. И я, когда ездила, сталкивалась с этим – в таких случаях женщина остаётся одна.

Трудно судить, что люди взвешивают. Но думают, вероятно: «Эту бросил. Другую найдёт, подумаешь. Женщин, что ли, мало? Найдёшь себе другую, она тебе здоровых родит».

Там где невежество, там нет гуманности. Гуманность – это надстройка институционная. Когда общество развивается, оно начинает понимать. Раньше в жертву приносили людей, с улюлюканьем одного из своих брали – девственницу или косого или, наоборот, самого красивого – и вели его на жертвоприношение. И в какой-то момент они же осознали, что что-то не так. У них появилась эмпатия. Решили: давайте свечи будем зажигать.

Фото5

– Вы объездили много глубинок в поисках героев, но как вам удалось до такой степени откровенности их довести? В вашей книге они все наизнанку. А тема всё-таки очень болезненна для семей в глубинках.
– Я нашла таких людей. Много кто не открылся. Моя командировка в Шымкент оказалась неудачной, потому что героиня, мать девочки, отказалась от встречи, от любого разговора. Она не брала телефон, не пустила меня к себе. Хотя до этого соглашалась. Тоже, наверное, родственники сказали, что уят. В Уральске герой тоже отказался, хотя уже приехала.

А эти люди (о которых рассказывается в книге, – прим. ред.) – прекрасные люди. Они подвижники. Я же писала о тех, кто меняется сам и ведёт всех к переменам. В том же Казалинске Шынар – с ней был такой момент, когда ты работаешь и сама поражаешься своим героям, думаешь: «Господи, что это за люди такие!»

– С какой они планеты…
– И сколько они сделали. Сколько они сделали! Представьте, в 90-х Шынар, Анара какую работу проделали.

– Вы мне до этого сказали, что написали книгу. Я, честно говоря, пыталась представить, о чём она может быть, но не стала у вас спрашивать. И даже не предполагала, что вы написали книгу об инклюзии и что вообще книгу об инклюзии можно написать так. Эта тема очень важная, но кажется, что в ней должно быть больше информации сухой, цифр, сравнений, а ваша книга по наполненности эмоциям, по характерам героев – художественная. Почему вы выбрали эту тему? Это очень неожиданно для нашего рынка.
– Помимо основных своих тем – политическая журналистика, публицистика – я и про образование пишу. Заинтересовалась этой темой года 3-4 назад и стала пристально её изучать. А когда ты начинаешь идти, и к тебе приходит. Мою работу заметил «Сорос Казахстан». Это в целом была их идея. Но у них была идея изначально – написать только про учителей, рассказать про работу тех, кто помогает особенным детям. Я взяла время подумать, начала смотреть, что у меня есть, о ком я уже писала, и предложила им расширить тему – рассказать и об учителях, и о детях, которые учатся по инклюзии.
И мне дали свободу творчества. У нас любят писать про инклюзии «В Казахстане 144 тысячи детей с особыми потребностями» – как начнут и цифрами завалят текст. И кому это нужно? За этими цифрами – 144 тысячи с лишним – реальные дети.

У нас любят статистику. А я считаю, надо видеть людей, узнать их жизнь.

О MMarina

посмотреть ещё

благотворительный показ

Благотворительный показ для многодетных семей «Каникулы офф-лайн» состоялся в Алматы

Организаторы показа — Astana Film Fund, Aray Media Group, сеть кинотеатров “Чаплин” и общественный фонд ...