Шымкент стал первым городом Казахстана, в котором появилось такси для глухонемых.
Социальный проект, предполагающий вызов такси с помощью программы на телефоне, был запущен местной компанией по автомобильным перевозкам совместно с Палатой предпринимателей ЮКО.
Он призван помочь людям с проблемным или полностью отсутствующим слухом, не имеющим возможности заказать такси и объяснить нужный маршрут водителю традиционным способом. В Шымкенте на сегодня насчитывается около двух тысяч глухих и слабослышащих людей. С наблюдения за их сложностями и проблемами поездок на такси собственно и зародилась идея специального сервиса.
«Я проработал в этой сфере услуг много лет, и неоднократно видел, с какими трудностями сталкиваются наши особенные клиенты, — поделился директор компании «AUTO-KZ» Бауржан Кожанов. — Заказ такси по телефону или даже «с руки» на улице для людей с ограниченным слухом проблематичен. Ведь объяснить водителю, куда ехать, получится только используя ручку и бумагу, что не всегда удобно или вообще возможно. Мы решили помочь таким людям без проблем пользоваться такси, то есть теперь им не нужно будет звонить в диспетчерскую, пытаться объясниться, письменно «общаться» с водителем.»
Теперь для вызова такси нужно будет совершить лишь пару действий. Для этого необходим сотовый телефон с поддержкой Интернета – заказ осуществляется с помощью программы, которую нужно скачать по ссылке.
Как ею пользоваться, можно увидеть в этой презентации.
{source}
<iframe src=»//www.slideshare.net/slideshow/embed_code/37524174″ width=»476″ height=»400″ frameborder=»0″ marginwidth=»0″ marginheight=»0″ scrolling=»no»></iframe>
{/source}
При вызове услуги такси появляется карта, на которой нужно указать место, куда необходимо доехать, можно набрать адрес и в текстовом виде. На карте можно отследить и перемещение машины к клиенту. Когда машина подъезжает, на его мобильный поступают координаты машины, госномер, имя таксиста, а также, что немаловажно, сумма, которую он должен заплатить. Для максимального контроля и безопасности пассажиров автомобили компании оснащены спутниковой системой слежения, позволяющей отслеживать местонахождение автомобиля в реальном режиме времени. Кроме того, все истории заказов сохраняются в автоматизированной системе диспетчерской. Всеми этими преимуществами такси нового формата, к слову, в любое время суток могут воспользоваться любые клиенты, а для инвалидов по слуху они особенно необходимы. Кстати, в шымкентской компании не только возят глухонемых пассажиров, но и принимают на работу глухонемых водителей с личным автомобилем.
«Мы надеемся, что запущенный проект заметно облегчит передвижение и проезд людей с ограниченными возможностями, — отметил на его презентации заместитель директора Палаты предпринимателей ЮКО Максат Касымбеков. — Вызов обеспечивается нажатием одной кнопки с приложения в телефоне. Инвалиды сами вызывают такси и видят всю необходимую информацию: кто, когда, за какую сумму довезет их до нужного места. Это максимально быстро, безопасно и очень удобно именно для этой категории наших граждан».
Сами инвалиды с интересом и воодушевлением восприняли новшество. Окружив Бауржана Кожанова, они не отпускали его, пока он сам не загрузил всем желающим программу в телефон и буквально на пальцах не объяснил, как она работает. «Это – очень хорошее дело, реальная помощь для глухонемых», — поделилась инвалид по слуху Дильфуза Ибрагимова. «Не нужно останавливать такси, с трудом объясняться. Такси само подъедет, оповестит о прибытии, безопасно отвезет, привезет«.
А Лайла Кулаева, уже успевшая лично оценить преимущества новой услуги, призналась, что раньше ей приходилось переписываться с водителем на бумаге, причем не всегда удачно, а теперь все очень удобно и достойно.
Как подчеркнул Касымбеков, такси для глухонемых в Казахстане заработало впервые. И начав его презентацию с учебно-производственного предприятия филиала Казахстанского общества глухих в Шымкенте, Палата предпринимателей планирует всячески пропагандировать новую специализированную услугу во всех районах и городах ЮКО. А потом, возможно, эстафету подхватит и вся республика.
Между тем, аналогичное «глухонемое» такси, основанное на использовании приложения для смартфонов, уже успешно действует в других странах. А Dubai Taxi Corporation ранее представляло «умное» такси с жидкокристаллическим дисплеем, позволяющим глухим пассажирам «разговаривать» с водителями, и оснащенное специальными сверкающими мигалками, указывающими, свободен или нет салон в данный момент. За рубежом также предлагаются другие виды неординарного извоза — водное, православное, женское, детское, трезвое такси, зоотакси и т.д. А один московский таксопарк внедрил весьма оригинальный дополнительный сервис.
«Немой водитель»: специально для тех, кто не может общаться с водителем. Впрочем, нестандартные услуги действуют и в Шымкенте: это женское такси, водителями которого являются только представительницы слабого пола, специальная служба инватакси для перевозки инвалидов, а также такси «Инкогнито», «Трезвый водитель», «Автоняня», «VIP-Такси».